Ригидность — это инертность, негибкость мышления, когда необходимо переключиться на новый способ решения задачи. Инертность мышления и связанная с нею тенденция к предпочтению репродуктивного, к избеганию ситуаций, в которых нужно искать новые решения — важный диагностический показатель и для определения типологических особенностей нервной системы (инертность нервной системы), и для диагностирования особенностей умственного развития ребенка.
Данная методика В.Богомолова для школьников, начиная с первого класса, и может использоваться как индивидуально, так и в группе. Экспериментальный материал составляют 10 простых арифметических задач. Испытуемые письменно решают задачи, начиная с первой.
Перед выполнением задания педагог обращается к детям со словами:
«На бланке имеется десять задач, для решения которых требуется выполнить элементарные арифметические операции. Непосредственно на бланке записывайте их последовательно, примененных вами для решения каждой задачи (от 1 до 10). Время решения ограничено».
Задачи:
1. Даны три сосуда 37, 21 и 3 л . Как отмерить ровно 10 л воды?
2. Даны три сосуда 37, 24 и 2 л . Как отмерить ровно 9 л воды?
3. Даны три сосуда 39, 22 и 2 л . Как отмерить ровно 13 л воды?
4. Даны три сосуда 38, 25 и 2 л . Как отмерить ровно 9 л воды?
5. Даны три сосуда 29, 14 и 2 л . Как отмерить ровно 11 л воды?
6. Даны три сосуда 28, 14 и 2 л . Как отмерить ровно 10 л воды?
7. Даны три сосуда 26, 10 и 3 л . Как отмерить ровно 10 л воды?
8. Даны три сосуда 27, 12 и 3 л . Как отмерить ровно 9 л воды?
9. Даны три сосуда 30, 12 и 2 л . Как отмерить ровно 15 л воды?
10. Даны три сосуда 28, 7 и 5 л . Как отмерить ровно 12 л воды?
Обработка результатов:
Эти задачи могут быть решены каким-нибудь другим, более простым способом.
Задача 6 может быть решена так: 14 — 2 — 2 = 10.
Решение задачи 7 вообще не требует вычислений, так как для того, чтобы отмерить 10 л воды, достаточно воспользоваться имеющимся сосудом в 10 л .
Задача 8 допускает и такое решение: 12 — 3 = 9.
Задача 9 может быть решена и путем сложения:
12 + 2 = 15.
И, наконец, задача 10 допускает только одно, но иное решение: 7 + 5 = 12.
впервые встретила данную методику у вас, спасибо!
ОтветитьУдалить