17 декабря 2010

ИЗУЧЕНИЕ РИГИДНОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Ригидность — это инертность, негибкость мышления, когда необходимо переключиться на новый способ реше­ния задачи. Инертность мышления и связанная с нею тен­денция к предпочтению репродуктивного, к избеганию си­туаций, в которых нужно искать новые решения — важ­ный диагностический показатель и для определения типо­логических особенностей нервной системы (инертность не­рвной системы), и для диагностирования особенностей ум­ственного развития ребенка.
Данная методика В.Богомолова  для школьников, начиная с первого класса, и может использоваться как индивидуаль­но, так и в группе. Экспериментальный материал состав­ляют 10 простых арифметических задач. Испытуемые пись­менно решают задачи, начиная с первой.
Перед выполнением задания педагог обращается к де­тям со словами:
«На бланке имеется десять задач, для решения кото­рых требуется выполнить элементарные арифметические операции. Непосредственно на бланке записывайте их пос­ледовательно, примененных вами для решения каждой задачи (от 1 до 10). Время решения ограничено».
Задачи:

1. Даны три сосуда 37, 21 и 3 л. Как отмерить ровно 10 л воды?

2. Даны три сосуда 37, 24 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды?

3. Даны три сосуда 39, 22 и 2 л. Как отмерить ровно 13 л воды?

4. Даны три сосуда 38, 25 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды?

5. Даны три сосуда 29, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 11 л воды?

6. Даны три сосуда 28, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 10 л воды?

7. Даны три сосуда 26, 10 и 3 л. Как отмерить ровно 10 л воды?

8. Даны три сосуда 27, 12 и 3 л. Как отмерить ровно 9 л воды?

9. Даны три сосуда 30, 12 и 2 л. Как отмерить ровно 15 л воды?

10. Даны три сосуда 28, 7 и 5 л. Как отмерить ровно 12 л воды?

 Обработка результатов:


 Задачи 1—15  могут быть решены только путем последо­вательного вычитания обоих меньших чисел из большего. Например: 37 — 21 - 3 — 3 = 10 (первая задача) или 37 — 24 — 2 — 2 == 9 (вторая задача) и др. Они имеют только одно решение (т.е. решение их всегда рационально).Критерием же рациональности решения задач 6—10 является использование минимального числа арифмети­ческих действий — двух, одного или никакого (т.е. сразу дается ответ).

Эти задачи могут быть решены каким-нибудь другим, более простым способом.

Задача  6 может быть решена так: 14 — 2 — 2 = 10.

Решение задачи 7 вообще не требует вычислений, так как для того, чтобы отмерить 10 л воды, достаточно вос­пользоваться имеющимся сосудом в 10 л.

Задача  8 допускает и такое решение: 12 — 3 = 9.

Задача  9 может быть решена и путем сложения:

12 + 2 = 15.

И, наконец, задача 10 допускает только одно, но иное решение: 7 + 5 = 12.





1 комментарий:

  1. впервые встретила данную методику у вас, спасибо!

    ОтветитьУдалить

Наши награды

С ней можно разговаривать! Попробуй!