26 января 2011

Коммуникации в педагогическом процессе

Если говорить о процессе коммуникации в педагогическом процессе, то кинесика, гаптика и окулесика, безусловно, имеют огромное значение. Важно заметить, что поведение учителя должно быть сознательным: он должен себя контролировать и уметь понимать и правильно реагировать на сознательное и бессознательное поведение ученика.
Можно выделить несколько групп пластических единиц: дескриптивные, естественные, передающие действенное состояние (внешнее и внутреннее), элементы взаимодействия, как замечает Струнина. Каждый человек вступает в общение с другими, что создает множество пластических комплексов, их коммуникацию и взаимодействие. Неслучайно, что именно жест или взгляд несет в себе больше информации, чем вербальный канал общения, что очень наглядно демонстрирует, например, Сергей Зенкин, анализируя функции взглядов и жестов в романе Г. Флобера «Мадам Бовари».
Каждый из атрибутов тела (форма, размер, положение, рост) при той или иной ситуации выражает определенное значение. Даже неисполнение жеста, когда человек сдерживает проявление радости, горя или гнева очень значимо. Возраст, род занятий, эмоциональное состояние, жизненные радости или невзгоды — все находит отражение в невербальном поведении человека. Многие науки (прежде всего биология, психология, антропология, социология, а теперь и педагогика) стали обращать внимание на язык тела. Жесты, по словам Г. Крейдлина, могут повторять или дублировать речевую информацию; противоречить речевому высказыванию; замещать речь; усиливать какие-то компоненты речи; дополнять речь в смысловом отношении; регулировать речевое общение (Крейдлин Г.Е.). Как раз жестами осознанными (контролируемыми и должна заниматься педагогическая культурология). А вот поведение неосознанное и неконтролируемое (или плохо контролируемое), причем взятое само по себе, а не рассматриваемое сквозь призму текста, — составляет главный объект внимания биологии, психологии прежде всего. Для педагогической культурологии решающим фактором и условием для понимания жеста является контекст, который складывается из характеристик (физических и психологических) самого жестикулирующего и его партнера и ситуации, в которой они взаимодействуют. Нужно учитывать социальный статус собеседников, их отношения друг к другу, пол, возраст, психологический тип личности, расовую и национальную принадлежность, религиозные убеждения. Только в контексте уточняются смысл и функции жестов, участвующих в коммуникативном процессе, и педагогическая деятельность не исключение. На чувства человека и его отношения к другому (к учителю, к ученику, любому другому) указывают не только сама поза, но и ориентация его тела относительно адресата, степень наклона корпуса, положение головы и рук. Дружеские прикосновения или прикосновения поощрительные, уменьшение коммуникативной дистанции, наклоны и движения головой в сторону собеседника — это свойственные европейской культуре проявления интереса, любви и просто хорошего отношения к адресату. Кроме того, в общении «учитель-ученик» коммуникативное взаимодействие является ритуализированным: оно жестко детерминировано моральными и этикетными нормами, принятыми в обществе, что находит отражение как в вербальном, так и в невербальном акте коммуникации. Учитель и ученик не всегда открыто могут демонстрировать свое отношение друг к другу, особенно негативное (есть неписаные правила). Но статусные различия в определенных ситуациях, выраженные именно в невербальных знаках, могут нивелироваться или даже подавляться более сильными факторами, например, эмоциями или физическим состоянием (усталость, боль). Учитель должен помнить и понимать, что говорить о чем-то важном для него или для ученика на ходу не следует, как бы он не был занят. Нужен разговор сидя, ибо позой можно дать понять партнеру нечто вроде «я на твоей стороне», «как я тебя понимаю» (в том, о чем ты мне рассказываешь). Таким образом, степень вовлеченности в диалог или в обсуждаемую ситуацию — очень важная составляющая в акте общения. Очень часто человек ищет участия или «тепла», что тоже имеет жестовое выражение. Это наклонение корпуса в сторону адресата, частое заглядывание в глаза партнера, робкие улыбки трактуются как выражение желания найти в собеседнике душевный отклик, участие. Человек может пытаться скрыть от партнера свои истинные эмоции. В ходе диалога, как пишет Г. Крейдлин, можно принять «нарочито беззаботную позу, говорящую, вопреки реальному положению дел, о том, что, мол, ничего не произошло, ср. сидеть нога на ногу или сидеть в кресле или на стуле, откинувшись назад» (Крейдлин Г.Е.) Есть позы, с помощью которых человек признает наличие другого и выражает желание или нежелание вступать с ним в диалог; позы, которыми человек выражает собственные чувства и отношение к партнеру, такие как симпатия или враждебность; позы, выражающие статусные или коммуникативные различия, например, напряженная прямая поза отражает статусное неравенство, которое делает невозможным проявление несогласия. Жесты и позы могут быть невербальными показателями социальных ситуаций. Например, в советской педагогике считалось, что «сложить руки перед собой на парте» — явно несвободная поза, которая способствует выработке у младших школьников навыка концентрации внимания. Поза «восседать» — это не то же, что «сидеть». Лица высокопоставленные в разговоре с нижестоящими или лидеры молодежных коллективов в разговоре принимают более свободные позы, а подчиненным или людям более низкого положения свойственны позы внимания. Учитель должен уметь контролировать свое поведение и уметь регулировать и «разгадывать» поведение учащихся.
Этика невербального поведения тесно связана с этикетом. В каждой этнической культуре детей учат, как себя вести в разговорах со взрослыми, и учитывают возраст и стадии формирования личности. В русской культуре стоять руки в боки характеризуется как недружелюбная и агрессивная, а потому порицается и совершенно не приемлема в педагогической практике. Она допустима лишь как игровая или шутливая в среде сверстников.
Жесты важны учителю, ибо выполняют функцию регулирования и управления вербальным поведением говорящего и слушающего, во-первых. Достаточно вспомнить жесты, сопровождающие приветствия, приказы, просьбы, угрозы и др. Во-вторых, жесты отображают в акте общения актуальные речевые действия (это жесты-вопросы, жесты-угрозы, жесты-предложения и пр.) Например, невербальная просьба типа «поманить пальцем» или угроза — «погрозить пальцем», «постучать пальцем по столу», или привлечение внимания — «постучать пальцем или указкой по доске». Жесты могут репрезентировать внутреннее психологическое состояние жестикулирующего. К такого рода жестам педагог должен быть особенно внимательным. Есть жестовые изображения физических действий человека, контуров и параметров объектов и др. Например, имитация манеры чужого поведения или пояснение величины или размера предмета. Жесты могут выполнять и риторическую функцию. Жесты могут передавать как буквальное значение, раскрываемое в словарном толковании жеста, так и метафорическое (не буквальное). В этом случае понимание особенно затруднено. Крейдлин Г. называет это художественными невербальными средствами, то есть жестовыми тропами, которые используются в риторических целях). При риторических жестах акцент со слова переносится на визуальный образ, который это слово порождает. Эти жесты делают слово увиденным. Выспупающий может превратиться в кого угодно, желая быть убедительным и создать у слушающих нужное ему настроение. Любой жест в процессе коммуникации, как правило, характеризуется сразу несколькими функциями, из которых, однако, только одна является главной. «Активная жестикуляция — тоже весьма коварная вещь. Жесты рекомендуются сдержанные, умеренные, несколько скупые, неразмашистые, нерезкие, соответствующие ситуации. Любая поза красива тогда, когда она не напряжена и не расслаблена. Сложенные под грудью руки, выпяченный живот, руки, упершиеся в бока, задранные вверх ноги — все это малоэстетично и поддается контролю и корректировке с помощью специальных упражнений, какие можно без труда найти в любом профильном издании. Аэробика, шейпинг, боди-арт, конкурсы моделей — все это попытки в современной культуре привлечь внимание к телу».


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Наши награды

С ней можно разговаривать! Попробуй!