30 ноября 2011

В копилку педагогам и родителям

Классный час по теме «Что мы знаем об электричестве»
 (для 7-9 классов)
Цель: знакомство  с историей   возникновения электричества, историей его открытия.
Задачи: познакомить обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с историей  электричества;   работать над развитием умения высказывать свои нестандартные мысли, логическое мышление, внимание; формировать социальный опыт, нормы и правила поведения; закрепить у детей навыки работы со схемами, знания о безопасном поведении с электрическими приборами; воспитывать интерес, усидчивость, активность на занятии.
Словарная работа: электричество, розетка, оголенные (провода), вилка.
Оборудование: картинка батарейки, батарейка, проектор, презентация (на электронном пособии)

Ход урока

Учитель: Ребята, зайдя сегодня в класс, я увидела, что у нас  часы перестали ходить. С часами удобно: мы знали точно по времени, когда заканчивается, урок, когда начнется, когда обед, полдник.
Стрелка стоит на месте. Что же это такое? (Поломались, нет батарейки, села батарейка и т. д.)
Учитель: Давайте попробуем заменить батарейку. У неё есть два полюса. Посмотрите здесь «плюс» и «минус».  (Показ батарейки). Надо не ошибиться, поставить «плюс» к «плюсу», а «минус» к «минусу». Когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и часы заработали.
– Послушайте, часы тикают. Стрелки идут. Что же за сила скрывается в батарейках? (Электричество)
Учитель: А в природе, где можно встретить электричество?
Молния – это тоже разряд электричества.
А вы когда-нибудь слышали, как трещит ваша одежда, когда ее снимаешь? (Ответы детей)
«Опыт с расческой», «Опыт с воздушным шариком» Это тоже электричество. Вещи и волосы, наше тело электризуются.
Учитель: У нас в классе  есть электричество. По каким предметам можно догадаться о наличии электричества. (Розетка, лампы, выключатели, провода и т.д.)
Сейчас электричество есть в каждом доме. Оно наш помощник. С его помощью работают все электроприборы.
Учитель: Много лет тому назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось человеку. Давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.
Игра «Что есть, что было»
А теперь давайте помечтаем, как будет в будущем. Представьте, что вам при помощи электричества надо усовершенствовать предмет, который вы увидите. Подумайте, как он будет работать. Как помогать человеку в жизни?
Показ картинок: сапоги, варежки, одеяло. (Одеяло электрическое, сапоги-скороходы, учебник- элетрический,  варежки на батарейках с подогревом).
История электричества
Учитель: Электричество – это великое открытие. Ученые научились получать электрический ток 160 лет назад.
Сейчас все предприятия в городе работают с помощью электричества. Началом истории электричества, пожалуй, можно назвать времена примерно 1600 года. Поскольку именно тогда начались первые серьёзные научные попытки разобраться с электромагнетизмом и придать ему определённое научное значение. В это самое время были выпущены труды Гилберта о магнетизме, магнитных телах и магнетизме земли. Далее изучались феномены электрических зарядов и их природы. В 1650г была создана первая электростатическая машина, которая способна была собирать и накапливать заряд, проявляя его в виде искусственной молнии. В 1733г Дюфе выявил наличие существования двух видов зарядов. И вплоть до 1800 г. продолжались исследования в данном направлении.
  Далее было сделано ещё одно весьма значимое открытие. Алесандро Вольта был создан простейший гальванический элемент, что породило понятие электрического напряжения. Это послужило основой для новых исследований. Но всё это имело только теоретический характер и научный интерес, поскольку для массового использования не было практического применения таким открытиям.  
История электричества в период с 1600 по 1800 год, можно назвать исследовательским и подготовительным этапом. За это время различными учёными неосознанно подготавливалась почва для дальнейших и более значимых открытий и изобретений. Для более серьёзного технологического прорыва в электричестве требовалось появление на свет электрогенератора.
  Это произошло в 1831г, когда Фарадей открыл закон электромагнитной индукции, а спустя пару лет Ленц обобщил опыты Фарадея, создав тем самым основу для создания электрогенераторов и электродвигателей. И, кстати, в этот же период была создана гальваническая батарея с деполяризатором, что в свою очередь значительно улучшило общие характеристики батареи.
 
За промежуток времени с 1800 по 1900 годов, было придумано множество изобретений, которые можно назвать первыми прототипами нынешних электроустройств. Это и свинцовый аккумулятор, электрозвонок, буквопечатный электромагнитный телеграф, электрогенераторы и электродвигатели различных типов, простейшие электрические лампы, радиопередача Попова, первый электротранспорт и многое другое.
  С 1900 года началась масштабное внедрение электричества в социальное общество — это первые электрофицированые производства с элетрооборудованием, начало строительства мощных электростанций и усовершенствование непосредственной электропередачи на большие расстояния, внедрение и широкое распространение городского электротранспорта. В итоге это всё способствовало лавинообразному процессу и фундаменту всему тому, что мы сейчас имеем.
Физкультминутка
Учитель: Как много мы узнали об электричестве. Но каждый должен знать и помнить правила безопасности при пользовании электроприборами.
Памятки. Работа с памятками (чтение и анализ). (слайды )
  1. Выходя из дома, необходимо выключить телевизор, магнитофон, утюг и др. Включенные и оставленные без присмотра электроприборы могут стать причиной пожара.
  2. Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
  3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам и дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
  4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам.
  5. Нельзя стоять под деревом во время грозы.
  6. Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.
  7. Не пытайся починить прибор, если он включён в розетку.
Итог урока.
                                    Список литературы

1.           Охитина, Л.Т. Психологические основы урока. В помощь учителю [Текст] /Л. Т. Охитина. – М.: Просвещение, 1977. – 230 с.
2.           Журнал «Библиотека инженера по охране труда», №11, 2006.












Комментариев нет:

Отправить комментарий

Наши награды

С ней можно разговаривать! Попробуй!