25 февраля 2011

ОНР

  • Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

    ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.

    Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).

    Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:

    • более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам);
    • речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена;
    • ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;
    • речь детей с ОНР является малопонятной;
    Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка при ОНР:
    1-ый уровень - полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.
    Особенности:

    • словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби»;
    • при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» - это и кукла и девочка);
    • часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) - сидеть, «пать» (спать) - кровать;
    • такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»;
    • многие звуки не произносятся;
    • сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);
    2-й уровень
    Особенности:

    • достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы;
    • используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «кадас ледит той» (карандаш лежит на столе);
    • нарушено согласование слов; например: «иса безал» (лиса бежала);
    • в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед» (велосипед);
    3-й уровень: характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.
    Особенности:

    • неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стулья); «лежит тапка» (лежит тапок); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки);
    • упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола);
    • словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица);
    • неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу);
    • слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер);
    • звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»;
    • нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук);

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Наши награды

С ней можно разговаривать! Попробуй!