23 января 2012

Диагностика девиантного поведения

Универсальной методикой выявления предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении подростков является «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» в 1992 г.). Она имеет семь шкал.
Шкала установки на социальную желательность — 15 пунктов.
Шкала склонности к нарушению норм и правил — 17 пунктов.
Шкала склонности к аддиктивному поведению — 20 пунктов.
Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению — 21 пункт.
Шкала склонности к агрессии и насилию — 25 пунктов.
Шкала волевого контроля эмоциональных реакций — 15 пунктов.
Шкала склонности к делинквентному поведению — 20 пунктов.
Этот опросник позволяет также оценить склонность подростков к двигательной расторможенности, патологическому фантазированию и хобби, половым девиациям, дисморфобии.
В целом опросник включает 98 неповторяющихся пунктов-утверждений (приводится вариант для лиц мужского пола).


Вопросы
Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях.
Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями.
Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.
Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили.
Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
Иногда бывает, что немного хвастаюсь.
Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем.
Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она и опасна для жизни.
Я всегда говорю только правду.
Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества — это вполне нормально.
Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам.
Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.
Если бы меня обидели, то я обязательно должен отомстить.
Человек должен иметь право выпивать сколько он хочет и где он хочет.
Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
Меня обычно затрудняет требование сделать работу к определенному сроку.
Иногда я перехожу улицу там, где мне удобнее, а не там, где положено.
Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.
Я иногда не слушаюсь родителей.
Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.
Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом.
Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.
Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
Иногда мне так хочется сделать себе больно.
Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.
Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества.
Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно.
Бывает, что мне так и хочется выругаться.
Правы люди, которые в жизни следуют пословице «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.
Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.
Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.
Бывает, что иногда я говорю неправду.
Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.
Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.
Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.
Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.
Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
Если в кинофильме нет ни одной приличной драки — это плохое кино.
Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям — это нормально.
Иногда я скучаю на уроках.
Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.
Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что я о нем думаю.
Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.
Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.
Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.
Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.
Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.
Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.
Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.
Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
Меня раздражает, когда девушки курят.
Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.
Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.
Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.
Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.
Удовольствие — это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.
Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.
Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
Мне понравилось бы прыгать с парашютом.
Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.
Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям — это нормально.
Я часто не могу сдержать свои чувства.
Бывало, что я опаздывал на уроки.
Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.
Иногда случалось, что я не выполнял школьное домашнее задание.
Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
Мне кажется, что я не способен ударить человека.
Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
Бывает, что мне приходится, скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком.
Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.
Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
Когда стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.
Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.
Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.
Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.
Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.
Подсчет баллов
Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается суммарный балл, который и сравнивается с тестовыми нормами, приведенными далее. При отклонении индивидуальных результатов испытуемого от среднего суммарного балла по шкале (см. тестовые нормы) больше на 18 измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной. Если индивидуальный суммарный балл испытуемого меньше среднего по тестовым нормам на 18, то измеряемое свойство можно оценивать как маловыраженное. Кроме того, если известна принадлежность испытуемого к «делинквентной» популяции, то его индивидуальные результаты целесообразно сравнивать с тестовыми нормами, рассчитанными для «делинквентной» подвыборки.
Ключи
1. Шкала установки на
социально желательные
ответы.
2 (нет), 4 (нет), 6 (нет), 13 (да),21 (нет), 23 (нет), 30 (да), 33 (нет),38 (нет), 47 (нет), 54 (нет), 79 (нет),83(нет), 87 (нет).
2. Шкала склонности к
нарушению норм и правил.
1 (нет), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да),55 (нет), 59 (да), 61 (нет), 80 (да), 86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93 (нет).
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению.
14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да),43 (да), 46 (да), 59 (да), 60 (да),62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет).
4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
3(да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16(да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 37(да), 39 (да), 51 (да), 52 (да),58 (да), 68 (да), 73 (да), 76 (нет),90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 98 (да).
5. Шкала склонности к агрессии и насилию.
3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да),17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет),42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 70 (да), 71 (да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да), 82 (да), 85 (нет), 89 (да), 94 (да), 97 (да).
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций.
7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет),36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да),69 (да), 70 (да), 71(да), 78 (да),84(да), 89 (да), 94 (да).
7. Шкала склонности к
делинквентному поведению.
18 (да), 26 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 42 (да), 43 (да), 44 (да), 48 (да), 52 (да), 55 (нет), 61 (нет),62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 86 (нет), 91 (да), 94 (да).
Примечание. Некоторые пункты входят одновременно в несколько шкал опросника.
Тестовые нормы


Шкала (вопросы)
n = 229 человек
n = 229 человек
«Нормальная» выборка
«Делинквентная» выборка
М
S
М
S
1(15)
2,27
2.06
2,49
2,13
2(17)
7,73
2,88
10,97
2,42
3(20)
9,23
4,59
15,17
3,04
4(21)
10,36
3,41
10,98
2.76
5(25)
12,47
4,23
14,64
3,94
6(15)
8,04
3,20
9,37
3,01
7(20)
7,17
4,05
14,38
3,22

Комплексная психолого-педагогическая экспресс-диагностика

Целью такой диагностики является раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей по методу экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей. В основе метода лежат независимые характеристики ребенка педагогом, психологом, родителями.
Инструкция. Внимательно прочтите утверждения каждой шкалы. Если указанное утверждение подходит к характеристике вашего ребенка, зачеркните соответствующий номер в прилагаемом бланке. Искренность ваших ответов будет способствовать правильной оценке ситуации и поможет ребенку преодолеть имеющиеся трудности.
Список утверждений
Шкала I — СС (субъект самосознания)
Хочет быть слишком маленьким (большим).
Считает себя некрасивым.
Считает себя нездоровым.
Считает себя слабее других.
Не любит свое имя.
Не хочет быть девочкой (мальчиком).
Думает, что у него мало друзей.
Думает, что у его знакомых более дружная семья.
Ему кажется, что дома он всем мешает.
Ему кажется, что он глупее других.
Считает себя не очень способным.
Полагает, что родители им недовольны.
Считает, что ему часто не везет.
Ему кажется, что учительница (воспитательница) им недовольна.
Считает, что у него все получается плохо, что он ничего не умеет.
Думает, что он плохой(ая) мальчик (девочка).
Считает, что он никому не нужен, его никто не любит, и часто говорит об этом.
Шкала II — СО (субъект общения)
Любит, когда к нему проявляют симпатию.
Хочет быть замеченным, но сам не проявляет активности.
Редко просит кого-то о помощи и помогает кому-то сам.
У него мало друзей.
Редко подходит к учителю по собственной инициативе.
Ребенок-подчиненный (соглашается на невыигрышные роли).
Имеет только одного друга в группе (остальных детей игнорирует).
Часто жалуется на детей в группе.
Шумно ведет себя, когда рядом нет учителя.
Иногда, когда ему делают замечание, играет «героя».
Случается, что прикидывается «шутом», паясничает.
Мешает детям на уроках, в играх, подсмеивается над ними, любит пугать.
Редко реагирует на замечания, советы или не обращает на них внимания.
Не понимает, почему его поступки не нравятся окружающим.
Надоедает детям, пристает к ним.
Находится в плохих отношениях со сверстниками.
Проявляет агрессивность по отношению к окружающим, портит вещи, игрушки.
Подражает хулиганским проделкам.
Ведет себя в группе как посторонний, отверженный, бывает «козлом отпущения».
Избегает контактов с учителем.
Часто ведет себя невпопад.
Шкала III — СУД (субъект учебной деятельности)
А. Мотивация учения
Нравится иметь школьные принадлежности и быть учеником.
В школу ходит потому, что там много детей.
Особой любознательности не проявляет.
К учению относится равнодушно, иногда отрицательно.
Ходит в школу без особого желания.
Не любит учиться.
Боится плохих оценок, потому что за них дома ругают или наказывают.
Не любит учиться, потому что его редкохвалят.
В школе не нравится, потому что там не любят плохих учеников.
Б. Учебно-познавательная активность
Не отличается прилежанием к учению.
Особого интереса к определенному предмету не проявляет.
На уроках часто пассивен.
Вопросы задает редко и не стремится отвечать на них.
Работает тогда, когда над ним «стоит» учитель (родители).
Домашние задания редко выполняет самостоятельно, если делает сам, то не очень качественно.
Мало читает.
В. Целенаправленность и осознанность учения
С трудом понимает учебное задание, часто не знает, как его выполнить.
Быстро забывает условие и вопрос.
Чаще выполняет задание по стандарту.
Ошибки в своих действиях обнаруживает и исправляет с трудом.
Неуверен в правильности своих действий.
Недоволен результатами своей учебной деятельности.
Шкала IV — ОТ (общая тревожность)
А. В семье (ОТС)
Часто просит прощения у родителей или чувствует себя виноватым.
Ведет себя дома беспомощно.
Ведет себя дома неуклюже.
Чувствует себя в семье бестолковым.
Чрезмерно привязан к матери.
Держится обособленно от всех близких.
Слишком боится жалоб педагогов родителям.
Часто обманывает родителей.
Слишком часто вспоминает о семье.
Часто бывает в плохом настроении.
Б. В школе (ОТШ)
Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.
Чрезмерно дружелюбен по отношению к нему.
Часто приносит и показывает ему различные предметы.
«Подлизывается», старается понравиться учителю.
Постоянно нуждается в помощи и поддержке.
Добивается монополии на педагога, но безуспешно.
Слишком озабочен, чтобы заинтересовать собой других.
Легко устраняется в случаях неудачи.
Играет «героя», когда ему делают замечание.
Рискует без надобности.
Играет исключительно с детьми старше или младше себя.
Неадекватно относится к оценкам окружающих.
Шкала V — ВМ (воспитательный микросоциум)
А. В семье (ВМС)
Родители согласны, что частые наказания формируют сильный характер.
Родители считают, что их поведение должно быть непреклонным.
Работа родителей связана с командировками.
У родителей очень ответственные должности.
Ребенок часто пропускает занятия.
Он растет довольно неряшливым.
Ребенок «портит нервы» родителям.
Родители могут пожаловаться на слабые способности ребенка.
Родители завидуют тем, у кого способные дети.
Родители думают, что с этим ребенком им не повезло.
Родители хотят, чтобы их ребенок дружил с хорошими, воспитанными детьми.
Родители предпочли бы не расспрашивать педагогов о своем ребенке и реже с ними встречаться.
Родителям редко удается посещать родительские собрания.
Б. В школе (ВМШ)
Ребенок вызывает у педагога скорее сожаление, чем симпатию.
По мнению педагога, ребенок отстает во многом от своих сверстников.
Учитель старается сделать так, чтобы отстающий ребенок не подводил класс.
Педагог считает, что активность ребенка хороша, если она соответствует целям обучения и воспитания.
Педагог считает, что уважать можно такого ребенка, который этого заслуживает.
Педагог уверен в том, что дети должны быть послушными и дисциплинированными, — в этом залог воспитания.
Педагог считает, что дети должны доверять учителю и делиться с ним своими мыслями и переживаниями.
Педагог уверен, что успехов можно добиться, лишь работая по четкому плану, строго его придерживаясь.
Педагог полагает, что недостатки ребенка связаны прежде всего с его семейным воспитанием.
Он уверен, что педагоги учат детей только хорошему.
Нередко родителям бывает стыдно за своего ребенка перед знакомыми.
Родители видят все недостатки ребенка, которых больше, чем достоинств.
Шкала ДР (достоинства ребенка)
В произвольном порядке ответьте на вопросы маленького бланка.
Что он любит?
Что он умеет?
Чего он хочет?
Какой он?
Обработка результатов
Шкала I — СС показывает уровень развитости свойств самосознания ребенка. Первые четыре суждения свидетельствуют о неприятии физического «Я», 5-е и 6-е указывают на отсутствие идентификации с именем и полом; 7, 8, 9, 12, 14-е характеризуют его социальную неприспособленность, остальные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне притязаний. Общее количество совпадений ответов по шкале притязаний указывает на уровень нарушений формирования самосознания запущенного ребенка.
Шкала II — СО показывает уровень сформированности свойств субъекта общения. Первые два суждения касаются потребности ребенка в признании; утверждения 3, 5, 6, 7, 20-е говорят о низкой коммуникативной активности ребенка и его неудовлетворенной потребности в общении; в утверждениях 4, 8, 16, 19-м содержатся указания на низкий социальный статус ребенка и его отвержении окружающими. Позиции 13, 14, 15, 21-я свидетельствуют о социальной неадекватности ребенка, связанной со слабой социальной рефлексией, а остальные демонстрируют способы защитно-компенсаторного поведения отверженного ребенка.
Шкала III — СУД показывает уровень развития свойств ребенка как субъекта учебной деятельности.
По этой шкале суждения 1—9-е демонстрируют дисгармонии мотивации учения; 10—16-е свидетельствуют о нарушениях в учебно-познавательной активности ребенка; 17— 22-е характеризуют несформированность осознанности и целенаправленности обучения, опирающиеся на психические новообразования младшего школьного возраста (рефлексия, внутренний план действий, произвольность психических процессов).
Шкала IV — ОТ содержит 22 суждения, 10 из них характеризуют семейную тревожность ребенка — ОТС; 12 суждений содержат характеристики тревожности ребенка в школе — ОТШ. Чем выше балл общей тревожности, тем больше указаний на отвержение запущенного ребенка референтными общностями, его социальную дезадаптацию. Этот показатель в большей степени характерен для младших школьников.
Шкала V — ВМ имеет два варианта:
ВМС — воспитательный микросоциум семьи (15 суждений) и ВМШ — воспитательный микросоциум школы (10 суждений).
В этих суждениях отражаются неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализиро-ванный тип отношения к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение. Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагоприятность социально-педагогической ситуации развития ребенка.
Дополнительно вводится шкала ДР (достоинства ребенка), которая в опроснике не зашифрована. Эта шкала содержит четыре вопроса о ребенке, которые касаются его положительных качеств, и выявляет, знают ли родители, педа-
гоги, что он любит, что он умеет, что он хочет и какой он. Незаполненность этой шкалы свидетельствует о незнании, отвержении, неприятии, одностороннем подходе к ребенку со стороны педагогов или родителей.
Противоречивые данные могут уточняться путем непосредственного наблюдения за ребенком. Полученные сведения о ребенке обобщаются. Социально-педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по I, IV, V и одной из оставшихся шкал (II, III) либо по всем шкалам. При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10—25%, при выраженной степени — 25—50, при высокой — 50% и более. При легкой степени запущенности совпадения суждений опросника и ответов респондентов группируются в первой трети утверждений.
Бланк для ответов
Имя, фамилия ребенка, возраст, класс
I - СС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
II - СО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
III-СУД 1 2 3456789 1011 12 13 1415 16 17 18 192021 22
IV - ОТС 123456789 10; ОТШ - 1 2 3 45'6 78 9 10 11 12
V - ВМС 12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13; ВМШ - 123456789 10 11 12
Дата заполнения _____________________________
Методику можно использовать в диагностических целях и для налаживания постоянных отношений с девиантными подростками.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Наши награды

С ней можно разговаривать! Попробуй!