15 ноября 2010

Мои первые уроки на пути к нашей новой Школе. Конкурс "Я - публицист"



Петрова Елена Викторовна
МОУ Жердевская СОШ №2
Тамбовская область
педагог-психолог
учитель биологии

Первый урок… Сердце вздрагивает, на мгновение замирает, а потом начинает биться часто-часто, как у маленькой птички перед первым полетом.
Из памяти выплывают смутные силуэты старшеклассников, которые ведут вас на самую первую встречу  с Учителем,  щекочущие запахи цветов, типографской краски и новенького портфеля, серьезные и немного испуганные лица одноклассников, ослепительно яркая доска и ОН – показавшийся сначала очень строгим, а оказавшийся на деле самым добрым, самым умным, самым лучшим человеком на свете.
Такие воспоминания бережно хранятся в сердце каждого человека. Но моя профессия – учитель, и потому судьба подарила мне не один первый урок.
Каждый учитель своим многолетним упорным трудом, кропотливой работой на каждом уроке создает свою Школу.
История бережно хранит в памяти человечества и передает опыт античного  ликея Теофраста,  школ Макаренко, Амонашвили, Монтессори и другие, наиболее интересные. Каждый учитель – строитель своей Школы. У кого-то из учителей выстраивается научная лаборатория, у кого-то дворец, у кого-то - храм, у кого-то школа типового проекта, кто-то, не достроив, уходит в другую профессию. Постоянно совершенствуясь, учитель осваивает новые технологии, приобретает новые знания и умения, чтобы сделать свою Школу более функциональной, более целесообразной, более комфортной для учеников.  Вот и сейчас мы вместе работаем над созданием нашей новой Школы, Школы для ученика – человека будущего.
Первые уроки учителя – как кирпичики в строящееся здание  Его Школы. Некоторые из «кирпичиков» еще явно сыроваты, некоторые плохо отшлифованы, бывает и явный брак, но без них Школы не построить.
Мой самый первый урок в качестве учителя я провела, еще учась в школе, заменяя заболевшую учительницу биологии. Семиклашки, как это часто бывает, заявили, что им ничего не задавали. С прилежностью отличницы я рассказала за них их домашнее задание. Они снисходительно выслушали. А вот в объяснение нового материала по теме «Отряд Хищные» я вложила все, чего, как мне казалось, не хватало в уроках нашего учителя: научные данные, отрывки из литературных произведений, рассказы бывалых охотников, почерпнутые из альманаха «Лес и человек», загадки, легенды. Мои товарищи по играм и проказам на переменках завороженно слушали меня. Для себя я тогда сделала вывод, что главное – это любить свой предмет и щедро делиться этой любовью.
 Сколько впереди еще первых учительских уроков и сколько выводов мне придется сделать!
Мой первый урок во время институтской практики, тщательно отрепетированный на однокурсниках, вызвал бурю восторга у учеников. Им понравилось все. Они активно работали, правда, почему-то съели все семена, пророщенные для лабораторной работы, с благодарностью получили свои заслуженные отметки, конечно, явно завышенные, а на перемене обступили меня и наперебой уговаривали остаться  работать в этой школе навсегда. Но этот урок-триумф, с точки зрения учеников, потерпел фиаско в глазах нашего доброго старого профессора. Он похвалил мой имидж (еще бы, я создавала его целый год, начиная с туфель, за которыми отстояла полдня в очереди, и, заканчивая заколкой в прическе «ежик»), отметил хорошую манеру ведения урока (спасибо терпеливым однокурсникам). А вот оценить содержание урока он не смог:
-Елена! Я весь урок прислушивался, но так ничего и не расслышал. Вы говорите слишком тихо.
После этого мне пришлось записаться в драмкружок, чтобы овладеть  основами актерского мастерства и поработать над постановкой голоса. Не зря же говорят, что учитель должен быть артистом! Высшей похвалой из уст моего профессора в следующем году было:
-Елена! Вы говорите уже громче.
Мой первый незапланированный урок состоялся тоже во время институтской практики.  Учителем, у которого мы проходили практику, оказался наш прошлогодний выпускник. Он так боялся методиста, пообещавшего посетить в этот день все уроки химии, что уговорил меня провести урок вместо него. (До сих пор удивляюсь, как я согласилась?). За полчаса мы набросали конспект урока, подготовили реактивы и таблицы, нарисовали схему класса, отметив на ней, кто где сидит. И вот урок начался. Дети, которых я вижу в первый раз, учебный материал, с которым я еще не работала. Я даже не знаю, на кого из детей можно опереться, какие вопросы у учителя отработаны хорошо, а какие – нет. Я пустила вход все свое красноречие и обаяние, мобилизовала свои психологические знания и умения, использовала юмор и незапланированные экспромты, чтобы сделать учеников своими союзниками, чтобы вовлечь их в активную работу.
Мы с честью выдержали испытание. Методист был доволен. Оказывается, я использовала такое многообразие методов, приемов и подходов, о которых даже и не подозревала. Единственное замечание:
- Вы фонтанируете знаниями, а их надо выдавать порциями, чтобы лучше усваивались.
Важный вывод. А еще один я сделала для себя сама: надо больше доверять своей педагогической интуиции и развивать ее.
И вот институт позади. Впереди мой первый настоящий урок – «Урок мира» в 4 «а» классе, в котором мне доверили классное руководство. Тридцать две пары глаз, которые с надеждой смотрят на тебя, которые нельзя обмануть. Первое знакомство, которое перейдет в многолетнее сотрудничество и дружбу после школы. Незабываемое чувство восторга: это мой класс, мои дети, мои друзья, мы понимаем друг друга с полуслова, мы интересны друг другу. После урока мы долго гуляли по парку, говорили обо всем на свете. Тогда я поняла, что урок продолжается и после звонка, что живое общение – тоже урок, причем один из самых главных. Я воспитывала их, а они – воспитателя во мне.
Мой первый урок в «трудном» классе. Вспоминаю его, и меня бросает в жар. По странному стечению обстоятельств в этом классе собрались все двоечники, второгодники и хулиганы всей параллели. Уже на первом уроке мне пришлось перестраивать план урока, чтобы ответить на каверзные вопросы, далекие от темы, ловить лягушку, которую кто-то принес, чтобы повеселить всех. Второгодник Дима перед уроком спрятался в шкафу. Он хотел устроить «сюрприз», но я упорно не поддавалась на провокации, и Дима выполз из шкафа, только когда урок закончился. А сколько еще они мне устраивали разных «сюрпризов»: весь арсенал школьных проказ и проделок они отработали на мне. Они приносили на урок буквально все, что движется, устраивая проверку на прочность по полной программе!
Уже первый урок в этом классе показал, что любовь и уважение учеников надо заслужить, а работать над собой и учиться мне придется всю жизнь. Этот «трудный» класс многому меня научил, можно сказать, выковал и закалил мой профессионализм.
Мой первый урок для родителей стал самым серьезным испытанием первого месяца работы. Чему могу научить я взрослых людей,  у некоторых из которых дети мне ровесники? Я страшно смущалась и, наверное, казалось смешной. Но на другой день дети рассказывали, что родители провели дома разъяснительную работу, объяснив, что молодому учителю надо помогать и порадовались, как им повезло со мной, ведь я их так люблю! Да, для родителя самое главное качество учителя – это любовь к детям. Благодаря этому качеству школа и семья всегда найдут общий язык во благо ребенка.  
Мой первый открытый урок научил меня больше доверять детям. Это была научно-практическая конференция в 4 классе по теме «Горные породы и минералы». Все дети выбрали себе соответствующие профессии и устроили незабываемое путешествие в удивительный мир минералогии. Их не испугали необычность урока и присутствие огромного числа гостей, они с жаром раскрывали секреты металлургического и химического производства, ювелирного дела, тайны недр нашей необъятной Родины. Они позабавили собравшихся заявлением, что если у нас есть кварцевый песок, то нельзя терять надежды и на содержание в нем золотых самородков. Наш «академик», отвечая на вопрос заведующего РОНО о его пути в науку, поведал о школе и уроках природоведения, которые определили его научную судьбу. Да, действительно, именно школа помогает человеку в выборе жизненного пути, и именно учитель несет ответственность за будущее ребенка, да и всей страны.
Мои первые уроки -  сыроватые и добротные  кирпичики, огнеупорные блоки и неформатные экземпляры с изысканной лепниной – одни стали краеугольными камнями, другие легли в фундамент моей Школы, которую я строю всю свою жизнь.

Мои первые уроки… Сердце вздрагивает, на мгновение приостанавливается, а потом начинает биться часто-часто, как у маленькой птички перед первым полетом. Я – учитель, строитель нашей новой Школы.
 А наша профессия – это нескончаемый первый урок,
 который нам дарит судьба,  а мы дарим его детям!


Мне нравится эта работа!
Да
Нет
Смотреть Результаты

3 комментария:

  1. Очень хорошая работа. Мне понравилось. Как-то сразу повеяло детством. Мы так любили практикантов и молодых учителей! Они понимали нас лучше "бывалых", но приходилось им тяжелее. Каверина Марина.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за отзыв. Действительно, когда писала, как-будто перенеслась на машине времени на много лет назад, такая волна воспоминаний нахлынула...

    ОтветитьУдалить
  3. Очень трогательное сочинение. Мне понравилось.

    ОтветитьУдалить

Наши награды

С ней можно разговаривать! Попробуй!